четверг, 31 мая 2012 г.

Трубки, кристаллы, диоды или какие есть мониторы. (Часть 2)

В первой части мы рассмотрели в кратце историю развития экранов, теперь вернемся обратно к ЖК технологии и рассмотрим более подробно её характеристики. Как было сказано выше, у ЖК экранов есть подсветка, она может быть двух типов:
1.      На основе флуоресцентных ламп с холодным катодом (CCFL)
2.      На основе светодиодов (LED).
CCFL – является более старой технологией и имеет минусы:
·        со временем подсветка тускнеет
·        нужно некоторое время на включение на полную яркость
·        возможно моргание света
LED избавлен от этих недостатков, ярче светит и при этом потребляет меньше энергии, более долговечен, но тоже имеет минусы:
·      светодиоды могут отличаться оттенком, что будет выражаться в неравномерном белом сплошном цвете.
·        светодиоды имеют более направленный свет, чем флуоресцентные лампы.

В целом LED подсветка получается более предпочтительной. Если выбирать именно её, то также стоит обратить внимание на её тип. Есть подсветки, где светодиоды расположены по краям экрана, и где светодиоды расположены по всей площади экрана. Второй вариант дает более яркую и равномерно освещенную картинку, при этом будет иметься запас по прочности при выходе из строя одного из светодиодов.
У той и другой подсветки есть один важный параметр, это равномерность освещения, т.е. может получиться так, что один край засвечен больше чем другой. Это проверяется, либо с помощью белой точки на черном фоне, либо цвет фона устанавливается в серый цвет. После чего, в темной комнате можно увидеть неравномерность засветки. В программе HD or Not HD это пункт Точка в разделе Качество матрицы.
Пример неравномерной подсветки - засвечен экран в нижней и левой частях

Количество отображаемых цветов или разрядность матрицы не маловажный параметр, иногда производители идут на хитрость и применяют дешевые матрицы в смартфонах, ноутбуках и прочих устройствах. Количество цветов можно проверить с помощью градиентов, при малом количестве цветов будут видны резкие переходы между цветами. Данную характеристику можно проверить в программе HD or Not HD пункт Градиент в разделе Качество матрицы.
Слева экран смартфона с хорошей матрицей, а справа планшет с дешевой матрицей.
У ЖК матриц есть проблема, если смотреть не строго по центру на экран, а например с какого-нибудь бока или снизу или с другого бока, то отображаемые цвета начинают либо меняться, либо блекнуть, либо темнеть. Производители данную особенность указывают в характеристике углы обзора матрицы, чем больше углы обзора по вертикали и горизонтали, тем меньше будет деградация цвета если смотреть под углом на экран. Данную характеристику можно проверить в программе HD or Not HD это пункт Цвета в разделе Качество матрицы, посмотрев под углом с нескольких сторон на экран.

Одно и тоже устройство под разными углами, как видно цвет меняется.
Плотность точек или размер точки. Два разных параметра говорящие об одном и том же. Плотность точек, указывает на то, сколько помещается точек или пикселей экрана в одном дюйме и обычно измеряется в DPI. Размер точки или размер зерна - этот параметр указывает минимальные физические размеры пикселя. Обе эти характеристики показывают насколько будет маленькая и не заметная точка на вашем экране. Естественно чем меньше точка, тем четче будет изображение (нет размытости и эффекта лесенки). Чем выше плотность точек и меньше размер зерна, тем удобней читать книги, смотреть фильмы и фото, потому что они будут четкими и не будет заметно того, что изображение состоит из отдельных точек. 
Этот параметр очень полезен для электронных книг, смартфонов, телевизоров, но, с другой стороны, высокое значение плотности негативно может сказаться на работе с компьютером.  Многие операционные системы имеют жесткую привязку к пикселям, например: текст, размер кнопки или размер курсора, полностью зависят от количества пикселей, а не от плотности. Т.е. повышая плотность - эти элементы будут всё мельче, и с ними будет всё менее удобно работать. Возможно, в будущем эту проблему исправят в ОС персональных компьютеров, но на данных момент она остается. Данную характеристику можно проверить в программе HD or  Not HD это пункт Линии в разделе Качество матрицы, если линии нечеткие (ломанные или размытые), то значит плотность не такая высокая и глаз различает пиксели. Также этот тест показывает качество OLED матриц, если некоторые линии тоньше или появляется ещё цвет кроме красного, зеленого, синего, или какой-то цвет менее заметен - то это говорит о том что какая-то компонента пикселя работает плохо (как говорилось выше у OLED матриц пиксель состоит из нескольких субпикселей).
Битые пиксели (мертвые пиксели, сгоревшие пиксели) – пиксели, которые не могут менять состояние в силу технической неисправности, выражается это в том что такой пиксель постоянно горит каким то определенным цветом. У первых моделей ЖК экранов этот параметр был очень высок, если было 1-2 битых пикселя, то значит очень повезло, если побольше, то тоже неплохо. Такие пиксели себя проявляют не на любом цвете и заметны в основном на сплошном фоне, это можно проверить в программе HD or Not HD любой из пунктов в разделе Битые пиксели, щелканье по экрану будет переключать цвета фона.
Время отклика – это время, которое пиксель тратит, чтобы переключится из одного цвета в другой. Обычно время отклика указывают в миллисекундах и указывают для переключения из серого в серый (GTG). Такой способ оценки носит больше коммерческий характер, чем реальный, потому что неизвестно из какой градации серого переключается пиксель. При этом существуют состояния, в которые точка может переключаться в десятки раз дольше, чем указано для GTG. Для улучшения этого параметра используется так называемый overdrive, он есть практически во всех современных экранах, и с помощью визуальных хитростей ускоряет процесс переключения, при большой степени использования этой технологии может наблюдаться фиолетовый шлейф от движущихся объектов.
Пример тестирования на нескольких мониторах. Последствия от большого времени отклика матрицы и технологии overdrive
Типы матриц – проявление в той или иной степени выше перечисленных характеристик фактически зависит от применяемой матрицы. Матрицы бывают разных типов, самая дешевая и самая распространенная на данный момент это TN-матрица. Она обладает ещё одним плюсом помимо дешевизны, это самое маленькое время отклика среди конкурентов, минимальное значение 2мс. В основном из-за скорости, такую матрицу применяют практически во всех 3D мониторах и телевизорах. Потому что для приемлемого 3D надо частоту обновления не меньше 100-120Гц, чтобы на каждый глаз шло хотя бы по 50-60Гц, учитывая, что 2мс максимум могут дать честными только 50Гц, то смысла, использовать ещё более медленные матрицы, уже нет. Но при этом существуют другие более дорогие матрицы такие, например, как - IPS, MVA, PVA. Такие матрицы имеют большее количество отображаемых цветов и большие углы обзора, но при этом являются гораздо более медленными по сравнению с TN. Хотя в последнее время появилась ещё одна разновидность e-IPS – это некий гибрид, но тут надо быть осторожным, дешевый модели могут оказать ещё хуже, чем  TN матрицы. e-IPS - обладает широкими углами обзора, с приемлемым временем отклика.
Соотношение сторон – определяет насколько широким будет экран. Если раньше ЭЛТ мониторы были с соотношением сторон 4:3, то теперь существуют мониторы с соотношением 16:9, 16:10. А если посмотреть на смартфоны то у них соотношение сторон имеет ещё большее разнообразие. Поэтому если вы решили брать себе новый монитор, подумайте о том насколько он будет отличаться от старого. Для этого можно воспользоваться программой HD or Not HD, она позволит визуально отобразить как по размерам соотносятся два экрана – это раздел Сравнение экранов.
Данные старого монитора
Данные нового монитора
Визуальное отображение двух мониторов
Соотношение сторон экрана будет влиять на то как будут отображаться фильмы, с помощью HD or Not HD в разделе Видео на экране смартфона можно посмотреть результат.

Столько места на экране займет Full HD фильм если экран с соотношением сторон 4:3
А столько места займет Full HD видео если соотношение сторон у экрана 16:10 (8:5)
Есть ещё один нюанс касательно экранов, каждый экран поддерживает определенный набор разрешений экрана (количество точек по горизонтали и вертикали). Поэтому когда вы приходите в магазин вас может немного смутить надписи: "ноутбук с экраном UVGA", или "ноутбук с экраном WXGA+", или "монитор с разрешением WSXGA+", или "смартфон с WVGA экраном", или просто "мобильный телефон с экраном HQVGA". Не правда ли можно запутаться? А ведь эти аббревиатуры говорят о многом, по этому названию можно понять максимальное разрешение, соотношение сторон, количество мегапикселей. Поэтому в программе HD or Not HD, в разделе Справочник стандартов вы можете просмотреть все эти названия, а также что они значат, и вас уже не приведет в шок тот набор букв.
Полная информация по стандартам: разрешение экрана, количество  пикселей, соотношение сторон и т.д.
Также с помощью программы HD or Not HD, можно рассчитать плотность точек, разрешение экрана, диагональ, физические размеры, последнее особенно актуально, когда вы покупаете новый телевизор и не уверены, что 42 дюйма впишутся в ваш интерьер.

Из рассмотренного становится понятно, что выбор монитора или телевизора или смартфона, это не такая простая задача. Но при этом, хоть немного, но вам может упростить жизнь программа HD or Not HD.



Комментариев нет:

Отправить комментарий